ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ «Одаренные дети»
на 2013 – 2018 г.
Основные разработчики Администрация МКОУ
программы: Жерновская ОНШ-ДС
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация программы призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия программы:
- разработка и внедрение программы для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Сроки реализации программы 2013– 2018 г.
Обоснование проблемы и анализ ее исходного состояния:
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.
Ежегодно в школе проводятся школьные олимпиады.
Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.
Концепция подпрограммы:
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми:
Цели |
Задачи |
1.Выявление одаренных детей |
-знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.
-обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.
-накопление библиотечного фонда по данному вопросу.
-знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.
-проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2.Создание условий для оптимального развития одаренных детей. |
-отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления.
-предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками. |
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Формы работы с одаренными учащимися:
· групповые занятия с одаренными учащимися;
· факультативы;
· предметные кружки;
· кружки по интересам;
· конкурсы;
· участие в олимпиадах;
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.
Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
№ |
мероприятия |
сроки |
1. |
Диагностика одаренных детей. |
ежегодно |
2. |
Проведение совещания по результатам диагностирования способных детей. |
октябрь |
3. |
Организация и проведение школьных олимпиад. |
по плану |
4. |
Участие в районных олимпиадах. |
по плану |
5. |
Анализ и корректировка результативности выполнения программы. |
январь |
6. |
Пополнение педагогической информации по работе с одаренными детьми, приобретение литературы, компьютерных программ. |
постоянно |
7. |
Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей. |
ежегодно |
8. |
Активизация разъяснительной работы с родителями по влечению детей в различные формы дополнительного образования. |
постоянно |
9. |
Обобщение школьного опыта по работе с одаренными детьми. |
май |
10. |
Проведение предметных недель и декад. |
по плану |
11. |
Проведение в школе мероприятий по всем направлениям деятельности: интеллектуальное, гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, досуговое, спортивно-оздровительное, семья. |
в течение года |
ПЛАН РАБОТЫ
сроки |
мероприятия |
сентябрь |
Разработка плана работы с одаренными детьми.
Выставки поделок и цветочных композиций. |
октябрь |
Школьный тур олимпиад.
Неделя математики.
Осенний кросс. |
ноябрь |
Неделя русского языка.
Конкурс «Русский медвежонок».
Соревнование «Школа безопасности». |
декабрь |
Тематическая неделя «Хочу все знать»
Оформление школы к новогоднему празднику. |
январь |
Отчетная неделя по кружковой работе.
Обрядовые праздники «Колядки». |
февраль |
Игра «Защитники Отечества».
День правовых знаний « Я- гражданин». |
март |
Конкурс «Кенгуру».
Конкурс поздравительной открытки. |
апрель |
Конференция « Моя родословная».
Экскурсии по селу. |
май |
Экскурсия в школьный музей.
Весенний кросс. |